"/>
Версия для слабовидящих

мкдоу детский сад №1 "Светлячок"

612920 Кировская обл., г.Малмыж ул.Лесная д.7а

8(83347)2-06-48

mkdoysvetlyachok43@mail.ru

yandex-verification e6b72909e99b4b18

 

МКДОУ детский сад №1 "Светлячок"

 

 

Прогулка – не пустяк!

Планирование прогулки в осенний период.

(консультация для воспитателей старшей возрастной группы)

В режиме детского сада в осеннее время предусматривается две прогулки:

В первой половине дня и вечером. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться  воспитательно- образовательные задачи.

1. Оздоровление детей

2. Физическое развитие детей

3. Развитие самостоятельности

4. Расширение кругозора, ознакомление с окружающим миром.

5. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно- научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений ( в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятьия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

- наблюдение, рассматривание;

- трудовая деятельность детей;     

- подвижные игры;

- индивидуальная работа с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения.  В старшей группе – это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закрепить представления детей о том , что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязи различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на  прогулке по дням недели.

    Понедельник

Солнце уже не греет так, как летом, изменяется его траектория на небосклоне, уменьшается продолжительность светового дня. Дует холодный ветер, люди стали одеваться теплее.. После дождя холодно, грязно. Редко бывает гроза. Дождь холодный. Поздней осенью лужи покрываются льдом. Рано темнеет, вечером можно увидеть луну, звезды. Часто они закрыты облаками. Небо почти всегда затянуто тучами.

   Вторник

Листья на деревьях меняют цвет, опадают. Цветы на клумбах вянут. Созревают плоды на различных деревьях (липа, клен, ясень и т.д.) 

Среда

         Исчезают мухи, комары, прячутся бабочки, муравьи. Улетают на юг птицы. Остаются только зимующие. Домашние животные меняют шерсть (линяют)

Четверг

Меняется одежда людей, они берут с собой зонты, плащи.

Пятница

Обобщение всего увиденного за неделю.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам осени, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться  в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.

На осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев. Осенние цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый.

Красный цвет – это сила, это цвет огня, жизни, он придает энергию, возбуждает, активизирует, повышает работоспособность, улучшает настроение.

Оранжевые цвета оказывают благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им раскрыться. Оранжевый цвет способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию, чувству единения.

Желтый цвет тонизирует, стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием и дисциплиной.

Ранней осенью в природе остается еще достаточно зеленого цвета, который помогает рассеять отрицательные эмоции, создает ощущение мира и гармонии. Зеленый цвет снижает возбудимость, нервозность, раздражительность, обладает способностью успокаивать.

Использование стихотворений на определенную тему (о неживой природе, о животных, о растениях, пословицы, поговорки, народные приметы) при наблюдениях и рассматриваниях помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Трудовая деятельность. Детей старшей группы осенью привлекают к сбору семян цветов с клумб, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветов с клумбы для уголка природы, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах.

Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно подобрать правильно инвентарь – грабли, лопатки, совки, ведерки и др.

Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы.

Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательность момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.

Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность , воспитатель может использовать загадки, короткие стихи, предварительное чтение  рассказов о природе.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры. Планируются и проводятся воспитателем  самостоятельно, с учетом пожеланий детей и учетом предыдущих занятий по физической культуре.

Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели.

Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовывать деятельность воспитателя. Например:

Понедельник:

Игры , направленные на развитие физических качеств ребенка – ловкости, быстроты, выносливости (различные беговые, прыжковые эстафеты, командные игры)

Вторник:

Игры с использованием физкультурного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, шведские лестницы и др.

Среда:

Народные подвижные игры.

Четверг:

Тематические игры: «Наша армия», « В осеннем лесу», « Сбор Урожая»

Пятница

Любимые игры детей, игры по их выбору. Этот прием позволяет детям попробовать себя в роли ведущего, лидера.

Погодные условия не всегда позволяют проводить игры с детьми непосредственно на участке. В случае ненастной погоды можно организовать их на веранде. Поскольку площадь укрытия от дождя невелика, целесообразно проводить игры поочередно или по командам.

Очень популярны у детей игры - аттракционы, когда одновременно соревнуются 2-4 ребенка, остальные с интересом наблюдают, болеют за своих товарищей, а потом зрители и участники меняются местами. Игры малой подвижности  на прогулке можно проводить в заключительной части. В этом случае они помогут организовать детей, успокоить их перед уходом в группу.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

Это может быть закрепление,  каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал её необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно- ролевую или подвижную  игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный  контроль  за самостоятельной  деятельностью детей.

Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки.

Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда.

Воспитателю следует много внимания уделять беседам с родителями по этому вопросу.

Одежда и обувь ребенка должны быть легкими , подходить по размеру, не стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

Важным моментом в одевании на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны по возможности одеваться одновременно, чтобы в ожидании младших или медлительных детей более старшие или ловкие не успели вспотеть.

Педагог должен широко использовать соревновательный метод, поощрение а также раздельное одевание с использованием загадок, поговорок. Например, загадывается загадка про кокой либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал , должен быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовиться к выходу на прогулку, на и развивает фантазию.

Старших детей и детей более умелых в одевании следует привлекать к помощи в одевании младших детей (застегнуть пуговицу, завязать шарф…)

Такими нехитрыми приемами воспитываются у детей доброжелательность, чуткость, взаимопомощь.

Осенние прогулки могут быть радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть,  дети захотят узнать больше.