"/>
Версия для слабовидящих

мкдоу детский сад №1 "Светлячок"

612920 Кировская обл., г.Малмыж ул.Лесная д.7а

8(83347)2-06-48

mkdoysvetlyachok43@mail.ru

yandex-verification e6b72909e99b4b18

 

МКДОУ детский сад №1 "Светлячок"

 

 

 НЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ!

      Творить с детьми без какого-либо принуждения и не придавать огромного значения достижениям – это лучший способ воспитать творческую личность и развивать воображение. Психологи уверены, что неталантливых детей не бывает. Если вдруг родителям кажется, что ребенку ничего не интересно, вероятно он еще не нашел той области, в которой хотел бы проявить свои творческие способности, или время, место и настроение не предназначены для полета фантазии. Важно различать такие понятия, как «выражать себя» и «творить». Если ребенок кричит, кривляется или делает какое-то движение, то это всего лишь способ выразить себя. А вот если вы попросите ребенка изобразить, как будет звучать или выглядеть какая-либо эмоция, это уже открывает в нем скрытые способности и умения искать смысл в том, что он делает.

      Чтобы понять, каким талантом обладает ребенок, достаточно понаблюдать за ним, особенно, когда рядом никого нет. В такой ситуации ребенок полностью раскрепощается и начинает выражать свои внутренние желания. Если вы заметили, что он активно гримасничает, повторяет движения, голос, мимику других, вполне вероятно в нем есть актерский талант. Значит, важно уделить внимание таким играм, как «пальчиковый» театр, игры-превращения (например, как можно использовать обычную чашку). Устраивайте домашние представления, ходите на детские спектакли, слушайте хорошую музыку.

      Если ребенок много внимания уделяет манере говорить, своему голосу, интонации, с удовольствием запоминает и рассказывает стихи, следует работать в направлении ораторского искусства. Посещайте концерты, устраивайте выступления для родственников, показывайте, как звучат различные кухонные инструменты, играйте в ролевые игры, где ребенок может быть сразу несколькими персонажами. Важно помнить, что именно ирга является главным помощником в раскрытии творческого потенциала.

      Бывают такие случаи, когда ребенок вдруг «расхотел» что-то делать: играть на музыкальном инструменте, рисовать акварелью, петь и т.д. Это нормально. Можно попробовать прекратить на время занятия или просто поменять педагога. Не надо ставить его в положение, что он «ничего не доделывает до конца». Для ребенка крайне необходим такой опыт, который поможет ему понять, чем же ему хочется заниматься на самом деле.

Кроме того, возраст ребенка также влияет на выбор вида творчества. Поэтому важно предложить ребенку заниматься не только тем, что ему нравится, но и то, что подойдет ему по возрасту. Например, если в 3-5 лет ребенку следует активно развивать музыкальные способности, то уже в 6 лет лучше развивать художественный вкус и актерские качества.  А вот для занятий спортом и танцами лучшим возрастом считается 7-8 лет.

      Прекрасный способ выражения для ребенка 3-5 лет – это «свободное» рисование. Для этого, возьмите рулон старых обоев или любой бумаги и повесьте на стену. Важно, чтобы это был именно рулон, так ребенок сможет запечатлеть все, что с ним происходит, в красках и картинках, как будто ведет дневник. Рулон легко разматывать, отрывать куски, и ребенок будет рисовать свободно, так как не будет думать о том, чтобы нарисовать такую картину, которую родители будут демонстрировать всем или повесят на стену. Кстати, такая «картинотерапия» полезна и взрослым.

      Многие родители утверждают, что ребенок повзрослел и перестал творить. На самом деле, в детстве дети обладают врожденными способностями. «Талант пропадает», когда на детей начинает давить система образования и сами родители. В детском саду и школе, как правило, творческие способности детей не развивают, а эксплуатируют, учат, как нужно «делать правильно» и «по шаблону». Вторая помеха – это родительские амбиции и требования. Если родители больше чем ребенок стремятся к его успеху, постоянно требуют у ребенка быть лучше всех, хороших результатов и показателей, ребенок попадает в тупик и может навсегда отказаться от творчества. Кроме того, сами родители изначально возводят преграды и запреты для своих детей, а потом удивляются результату их приказов. Если вы не знаете, как помочь ребенку, хотя бы не мешайте ему.

        Когда он чем-то занят, позвольте ему это делать, ведь он уже находится в процессе творческой деятельности. Запрещая ребенку реализовывать самые элементарные желания (например, порисовать в нашей записной книжке, полепить на кухонном столе, использовать банку как микрофон, кастрюлю как барабан), мы сами выстраиваем барьер между ребенком и развитием творческих способностей. Взрослым постоянно некогда, многие просто разучились созерцать прекрасное вокруг и видеть невидимое. А в детях это свойство, по своей природе, живет всегда. Поэтому именно они и созерцатели, и деятели одновременно.

 

Подрезаем крылья детскому энтузиазму.

      Все люди от природы - энтузиасты. Каждый из нас рождается со стремлением познавать, осваивать, творить и двигаться вперед. Но в жизни энтузиасты и творцы встречаются не чаще, чем, скажем, черные аисты. Видимо потому, что все эти замечательные детские качества в детстве взрослые тщательно «корректируют», делая детей «гладкими», благопристойными, не делающими глупостей и… удивительно безликими. Большинство из нас, родителей, не умеют разглядеть в неловких действиях и странных на первый взгляд фантазиях своего ребенка тонкие движения его души и робкую попытку подняться на еще одну ступеньку к вершинам развития. Ребенок рисует рожицы пальцем в тарелке с манной кашей, стрижет гриву плюшевого льва, раскрашивает предметы в книжке-раскраске в совершенно не свойственные им цвета, сооружает торт из котлет и варенья - на все эти еще не до конца осознанные порывы мы реагируем одинаково: «Нет!», «Нельзя!», «Не смей!», «Не делай этого!». Щелк, щелк - щелкают ножницы нашего непонимания, по перышку обрезая не окрепшие крылья детской фантазии, энтузиазма и стремления к совершенству. Так и появляются в жизни бескрылые люди, причем этих драгоценных крылышек, позволяющих воспарить над обыденностью жизни, их лишили самые близкие и дорогие люди, всегда желавшие им только добра - родители.
           Где же выход? Увы, если вы действительно хотите что-то изменить, вам придется кардинально пересмотреть свои взгляды не только на воспитание, но и на своего ребенка в целом. Постарайтесь воспринимать его не как несмышленыша и уж тем более не как бесформенный кусок глины, из которого можно вылепить все, что угодно, а как маленькую, но, тем не менее, самостоятельную личность - с собственными взглядами, уникальным восприятием окружающей жизни и особым способом реагирования на происходящее. И от вас этой личности нужны поддержка и помощь, а вовсе не тотальная опека и жесткий контроль. Самый простой и, возможно, уже набивший оскомину, но по-прежнему действенный педагогический прием таков: стать ребенку другом. Попробуйте мысленно перенести модель своих взаимоотношений с близкими друзьями на своего ребенка. Безусловно, в той же самой форме, без определенных поправок, ее использовать нельзя, но вам станет хотя бы приблизительно ясно, что именно нужно изменить в своих взглядах на вашего малыша. 

 

 

Информация к размышлению

«Исследование, выявляющее уровень творческих способностей людей разного возраста, показало, что: 

·         высокий уровень развития творческих способностей в возрасте 40 лет имели 2% мужчин и женщин; 

·         в возрасте 35  и 30 лет – тоже 2%. 

·         Увеличение числа людей, обладающих высоким уровнем развития творческих способностей, начинается только с семилетнего возраста – 10%. 

·         Среди пятилетних  детей творческими способностями обладали 90%

  Возьмите на заметку.

·                Умственные способности человека меняются на протяжении все жизни.

·                Возможности генов, которые мы наследуем, имеют предел, а способности мозга к развитию беспредельны.

·                 До конца прошлого столетия бытовало ошибочное мнение, что количество нервных клеток нашего мозга не меняется в течение жизни человека; на самом деле в мозге постоянно образуются новые клетки, и чтобы они не погибали, их нужно постоянно стимулировать.

·                Окружающая среда влияет на развитие мозга. Она воздействует на формирование наших детей, повлияла и на Эйнштейна, Леонардо да Винчи и Моцарта.

·                У всех гениев было нечто общее – родители помогали развитию их талантов и способностей.! Эйнштейн не считал себя гением. История показывает, что никто не сможет считаться гением, пока кто-то другой не признает его таковым. Это означает, что для появления гения необходимы как минимум два человека: носитель идей и кто-то еще, кто сумеет его открыть, оценить и поверить в него. 

·                В прошлом многие факторы, такие как принадлежность не к тому полу, неумение разговаривать на нужном языке, не позволяли людям добиться известности. В настоящее время, благодаря развитию информационных технологий, дети имеют беспрецедентную возможность быть услышанными и получить признание. Это обстоятельство может привести к появлению в  XXI веке большого количества гениальных личностей.

 

 

Неправильно реагируем на действия ребенка.

      Даже если вы приняли четкое решение стать другом своему ребенку, это еще нужно суметь. Многие путают роли друга и покровителя - мол, мы самые близкие ему люди, поэтому наша задача предостеречь его от ошибок, указать, в какую сторону двигаться, и вообще, нам лучше знать, что и как, потому что мы старше. Но ведь мы не ведем себя так в отношении своих «взрослых» друзей. Нам чаще всего не приходит в голову постоянно указывать им на ошибки или сравнивать их с другими, более успешными и удачливыми людьми. Мы считаем это нетактичным и даже неприличным, но при этом не видим ничего плохого в том, чтобы регулярно осуществлять подобные действия, воспитывая собственных детей. И, сами того не ведая, растим в ребенке неверие в себя и собственные силы.  

Где же выход? Будьте тактичны по отношению к своим детям и старайтесь не говорить им таких вещей, которые не любите слушать сами. Не забывайте, что золотые правила «Отрицательный результат - это тоже результат» и «Не ошибается тот, кто ничего не делает» справедливы также и в отношении ваших детей, сколько бы лет им ни было. И ваша реакция на промахи и недочеты в действиях ребенка должна быть нацелена на то, чтобы малыш эти истины усвоил и научился воспринимать ошибки не как зло, а как часть процесса обучения и развития. И еще: отслеживайте приступы традиционного родительского занудства и боритесь с ними всеми возможными способами. Ведь вы же по себе знаете, что замечание, сделанное в двадцать первый раз, ничего, кроме раздражения и противодействия, не вызовет.

Ваш ребенок родился и живет в нужном месте в нужное время.
Именно сейчас его способности могут раскрыться и расцвести.
Помогите ему это сделать!

  

Необъективно оцениваем возможности ребенка.

      Здесь родители, как правило, бросаются в две крайности: или требуют слишком многого, или не требуют совсем ничего. В первом случае у ребенка практически нет шансов на успех, а частые неудачи со временем начисто убивают всякое желание браться за новое дело. Во втором случае родители попросту снимают с ребенка ответственность за результат: оберегают его от необходимости самостоятельно принимать решения, постоянно помогают ему и делают за него все самое трудное. Естественно, у ребенка со временем вырабатывается условный рефлекс: без мамы (папы) у меня ничего не может получиться. «Классический» вариант поведения родителей в этом случае всем нам хорошо знаком: постоянно твердить ребенку, что он еще маленький и ему вообще не нужно ни за что браться. Таким образом, мы сами вкладываем в сознание ребенка ощущение собственной никчемности и неумелости. А потом искренне удивляемся результату. Чрезмерно требовательные родители, напротив, постоянно твердят малышу, что он все должен делать наилучшим образом. Это приводит к тому, что дитя старается заниматься лишь тем, что у него хорошо получается, относясь ко всему новому и неизвестному с неизменным страхом и опасением.
         Где же выход? У каждого ребенка есть свой, особый потенциал, знать и правильно оценивать который - одна из главных задач родителей. Это поможет сохранить у ребенка интерес к обучению и поддержать в нем стремление к познанию. Не торопите события, но и не занижайте планку: она должна быть всегда чуть выше той, которую ваш ребенок смог бы преодолеть без труда. Усложняйте задачи, как только увидите, что ребенок легко с ними справляется. То есть, повышайте уровень притязаний, но ориентируйтесь при этом на его достижения, а не на успехи соседского ребенка: дети развиваются по-разному и, конечно же, по-разному одарены. Соблюдая эти условия, вы не только сформируете у ребенка уверенность в собственных силах, но и поможете ему раскрыть заложенные в нем таланты. Помните, что неталантливых и бездарных детей не бывает, просто надо стараться открыть в ребенке Божью искру и не мешать ему развиваться, даже если этот талант и не вписывается в ваше представление о будущем отпрыска. Причем «не мешать» - очень важное условие, ибо, если вы не будете препятствовать ребенку в его развитии, вам, скорее всего, и открывать ничего не придется: в условиях «свободы творчества» все, чем одарен ваш малыш, неизбежно выйдет на поверхность.  

 

Тест «Не талантливых детей не бывает»

Цель —выявить особенности (способности) ребенка.

Инструкция: «Конечно, каждый родитель считает, что ее ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удается вовремя, и возмож­ны ошибки, разочарования. Предлагаем Вам тест, составленный психологами. Он каса­ется детей 7-13 лет. Тест поможет проверить Ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив Ваш ребенок от рождения, к какому виду деятельности его тянет. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют Вашим ожиданиям: ведь ребенок меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит считать малыша каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными. Итак, ответьте «да», поставив в бланке ответов «+», или «нет», поставив в бланке ответов «-», на следующие вопросы».
 

 

                                                   Текст опросника

да

нет

1

Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

 

 

2

Меняет ли он свои наклонности?

 

 

3

Любит ли рисовать абстрактные картинки?

 

 

4

Любит рисовать воображаемые предметы?

 

 

5

Любит ли фантастические истории?

 

 

6

Сочиняет ли рассказы или стихи?

 

 

7

Любит вырезать затейливые фигуры из бумаги?

 

 

8

Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует.

 

 

9

Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

 

 

10

Боится ли темноты?

 

 

11

Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

 

 

12

Считал ли это слово понятным без разъяснений?

 

 

13

Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

 

 

14

Был ли удачен этот замысел?

 

 

15

Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

 

 

16

Мог ли Ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгады­вать назначение различных предметов?

 

 

17

Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус Вашему вкусу?

 

 

18

Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

 

 

19

Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

 

 

20

Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

 

 

21

Любит ли читать книжки без иллюстраций?

 

 

22

Изобретает ли собственные игры или развлечения?

 

 

23

Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

 

 

Бланк ответов.


+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

1

 

6

 

11

 

16

 

21

 

2

 

7

 

12

 

17

 

22

 

3

 

8

 

13

 

18

 

23

 

4

 

9

 

14

 

19

 

-

-

5

 

10

 

15

 

20

 

-

-

 

Обработка данных. Каждое «да» - 1 очко. Далее необходимо подсчитать количество набранных очков.

Интерпретация результатов.

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом.
От 15 до 19 очков: ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь, когда чем-либо заинтересован.
От 9 до 14 очков: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 очков: Ваш ребенок проявляет творческое мышле­ние лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

      Итак, не гасите энтузиазм своих детей! Старайтесь быть им другом, а не диктатором, непреклонно навязывающим свою волю. Требуйте от них того, что они могут выполнить. Прислушивайтесь к тому, что они говорят, поддерживайте их игры и фантазии, старайтесь понять мотивы их поступков, разговаривайте, объясняйте - словом, учитесь вместе с ними. Любите их и принимайте такими, каковы они есть. И тогда вам вряд ли придется услышать слова, вынесенные в заголовок этого материала: «Не талантливых детей не бывает!»